Последняя версия ос kolibri a. KolibriOS – отечественная миниатюрная ОС

Пожалуй каждый, кто интересуется KolibriOS, знает, что единственным способом выйти в глобальную сеть был и есть и посей день текстовый браузер написанный одним из наших разработчиков практически с нуля. Этот браузер пожалуй является одной из «достопримечательностей» ОС, и потому было решено поведать его историю: как он появился, развивался, и каковы планы на ближайшее будущее. Кому интересно, добро пожаловать под кат.

Пост создавался в тесном сотрудничестве с автором программы Leency , и потому повествование идет от его лица.

Не будь я таким наивным дураком, никогда бы не взялся писать браузер! Ещё diamond (@grechnik), умудренный опытом программист, говорил, что в жизни бы не решился на такую авантюру. Но я был молод и чувствовал, что на пороге великих открытий. Это неописуемое ощущение, как будто весь мир лежит у моих ног - стоит лишь протянуть руку и он весь твой. Потому первой программой, которую я решил написать был файловый менеджер аля Проводник Windows, а второй - браузер. Так сказать, “Hello World” занятие для слабаков, крутые программеры начинают с браузеров.

Всё это несчастье началось тёплым июльским днём 2008 года, через полгода после того, как Костя Veliant сбросил мне исходники просмотрщика HTML, возможности которого, за исключением отсутствия поддержки сети, практически ровнялись текущему на тот момент браузеру Колибри HTTPC.

Программа эта называлась просто «HTML Viewer in C--». Я начал с того, что адаптировал код программы под новую версию библиотеки (menuet.h-- → kolibri.h--), улучшил дизайн, добавил поддержку клавиш управления, скролл колёсиком. Из минусов - текст выводился в окно по одной букве:)

Ниже скриншот первой версии 0.00001, вышедшей 20 июня 2008 года.

Уже через 2 дня последовало обновление до версии 0.1 в списке изменений которой было:

  • более или менее полная поддержка тегов: b, strong, i, u, s, br, pre, title, li, p;
  • поддержка вложенных тегов;
  • полоса адреса (EditBox) от Lrz ;

В версии 0.2 текст стал выводиться не побуквенно, а строчками, добавлено схлопывание двух и больше идущих подряд пробелов в один.

Последующее развитие программы шло эволюционным путём: улучшалась поддержка тегов, заработала кнопка «Назад», появилась поддержка относительных путей, нескольких параметров тега, многоуровневых списков и некоторых других фич.

Кстати, замечу, что всё это время программа была не браузером, а лишь отображала HTML страницы, отсюда и название HTMLv (HTML Viewer). Переломный момент случился в версии 0.48.5 за что спасибо barsuk "у:

«Я взял HTTPC, отрезал отображение html и прикрутил динамическое выделение памяти под веб-страницу. Если эту штуку объединить с HTMLv, получится браузер.»

Что и было сделано. Обрезанный HTTPC нарекли загрузчиком файлов и переименовали в downloader. А вот первые скриншоты страничек, загруженных браузером через downloader:

Связка «HTMLv+downloader» работала адски стрёмно: если адрес страницы начинается с "http://", то HTMLv запускал downloader с параметром адреса страницы. Downloader скачивал файл, HTMLv смиренно ждал. Когда downloader заканчивал, то сохранял страницу в "/sys/.download" и закрывался. HTMLv палил этот момент и открывал сохранённую страницу.

Да, это дико костыльно, но это работало! Это был первый реальный способ выйти в Интернеты с Колибри и с трудом прочитать там что-то. Это может показаться смешным, но это был важный психологический момент - теперь в Колибри есть окно в открытый мир.

Кстати, о хаках… Кто знаком с Колибри, отлично знает, что в ней всегда существовала проблема со шрифтами: их системных всего два: моноширинный и… немоноширинный. В 90% используется моноширинный и размер буквы в нём равен 6х9 пикселей. Никакого полужирного и курсивного начертания. Но оно есть в браузере! Жирный шрифт - это две строки текста, наложенные друг на друга со смещением в один пиксель по оси Х. С курсивным всё несколько интереснее. Первая версия была реализована lev"ом в версии 0.63: вначале в окно выводился обычный текст, потом экран скринился в память и потом выводился заново в окно со смещением |||| → //////

Новики последующих версий касались добавления меню ПКМ, поддержки якорей, системы кэширования изображений.

Вот скрин тестовой страницы acid_0.1.html, которая долго использовалась для проверки браузера.

Но чем дальше, тем больше складывалось впечатление, что я иду не по тому пути…

С этим нужно было что-то делать. Помните начало статьи? «Потому первой программой, которую я решил написать был файловый менеджер аля Проводник Windows, а второй - браузер. Так вот, код Eolite был переписан эволюционным путём: шаг за шагом, кусочек за кусочком и со временем стал логичен, читабелен и прост. Код HTMLv же, по прежнему оставался неструктурированным и его сложно было модифицировать и поддерживать, а добавление новой фичи неизбежно приводило к множеству проблем. С горестью осознав этот момент, я взялся приводить его в порядок. Первой ласточкой в этом не легком деле стал HTMLv 0.99.

В HTMLv 0.99 было реализовано рисование в буфер. Т.е. раньше строка текста выводилась следующим образом: в окно рисуется прямоугольник фонового цвета, поверх выводится текст. Теперь же в памяти создавался „рисунок“, заливался фоновым цветом, в него рисовался текст и линии и в конце концов в окно выводился этот самый готовый рисунок. Это увеличило скорость и даст новые возможности в перспективе.

Версия 0.99.1 обрела поддержку тегов и, а также align=»center" и align=«right»

В версии 0.99.31 случилось знаковое событие:
С этой версии компонент WebView, отображающий содержимое страницы в HTMLv, вынесен в отдельный модуль и может быть скомпилирован в составе другого проекта на С--. Делалось это для отображения содержимого письма в почтовом клиенте Liza и с целью улучшения структуры кода.

Начиная с версии 1.0 beta 1 программа была переименована в WebView. Сделано это было не зря, ведь программа за последние пару версий заметно подросла. В этой же версии по мимо нового имени программа получила:

  • нативную поддержку работы с сетью посредством HTTPlib написанной hidnplayr на FASM"е (downloader больше не требовался)
  • новый дизайн
  • отображение процесса загрузки страницы через прогресс бар
  • отображение адреса в статус баре при наведении курсора на ссылку
  • поддержку скинов

В последующих версиях была улучшена поддержка тегов и исправления проблем, а также допиливание нового функционала. Следующее значимое изменение было сделано в WebView 1.0 Beta 4: просмотр исходного кода страницы в браузере с подсветкой синтаксиса.

Последней на сегодня версией является WebView 1.0 Beta 6.1. В ней была проведена значительная работа по оптимизации программы.

Небольшой видео обзор:

Сегодня и дома и на работе используются мощные компьютеры с огромным количеством памяти, операционные системы занимают не один гигабайт, а программ размером менее 500 кбайт становится найти всё сложнее и сложнее. Но ведь когда-то было совсем по-другому!.. Когда-то давным-давно ОС грузились с магнитных дисков, а размеры ОЗУ исчислялись килобайтами. Сейчас же времена "дискетных дистрибутивов" давно ушли, и, казалось бы, такие ОС исчезли навсегда, но... нет - история продолжается!

KolibriOS – предыстория одной маленькой птички

Любая ОС должна иметь какую-то особенность, которая выделала бы её из толпы многочисленных х86-собратьев, иначе у неё практически нет шансов быть замеченной. Считается, что уместить полноценную ОС с графическим интерфейсом на обычный 3,5" диск невозможно. И в абсолютном большинстве случаев это действительно так, но есть одно исключение. У многочисленных современных языков программирования есть старенький дедушка по имени Assembler . Крепкий такой дедуля старой закалки. Дело в том, что программы, написанные на этом языке, отличаются очень компактными размерами и высокой скоростью работы.

Другие языки программирования (C, С++, не говоря уже о Turbo Pascal, Basic и многих других) содержат множество избыточного программного кода, предназначенного для упрощения работы программиста, что замедляет работу всей системы в целом. Машинный язык ассемблера более "понятен " для компьютерного "железа " из-за отсутствия "лишних " команд.

И поэтому одна операционная система, всем назло, уместилась таки на дискетку, не забыв при этом прихватить с собой тот самый графический интерфейс. И называется героиня этой статьи KolibriOS .

KolibriOS – история

Тернистый путь этой маленькой ОС начался в 2000 году в Финляндии. Её создатель Вилли Туржанмаа (Ville Turjanmaa) задумал сделать однопользовательскую ОС для однопроцессорного компьютера, написанную на одном языке, а именно на Ассемблере (Assembler). Выбранный язык программирования, по его мнению, лучше всех подходил для создания новой ОС, в первую очередь из-за большой скорости выполнения кода.

Подобная идея была очень эффектной и оригинальной, что сыграло немалую роль в распространении дистрибутива. Подобный подход применялся и ранее, в конце 80-х, но предшественники - MenuetOS были малоизвестны и не обладали лицензией GPL (Свободное бесплатное распространение).

General Public Licence (GPL) - открытое лицензионное соглашение, принцип развития и существования многих ОС (например, Linux и FreeBSD). В самом простом приближении суть этой лицензии заключается в том, что каждый имеет неограниченное право изучать, произвольно модифицировать или изменять ПО, обладающее лицензией GPL без каких-либо ограничений, но результат такого изменения тоже должен быть выложен под лицензией GPL.

Изначально MenuetOS не предназначалась для повседневной работы пользователей. Базовым принципом существования подобных ОС является свободное творческое программирование, реализация собственных идей. Система создана для изучения работы компьютерной х86-архитектуры на самом низком уровне и плодотворного общения между разработчиками из самых разных стран.

Но MenuetOS быстро обрела графический интерфейс, поддержку звуковых карт, стандартных файловых систем FAT и множество других базовых возможностей. 5 сентября 2001 года после публикации интервью с Вилли Туржанмаа на известном web-портале , MenuetOS 0.54 получила широкую огласку в Интернете, что привело к стремительному росту популярности нового дистрибутива.

Многочисленные поклонники новой ОС быстро создали web-сайты на родных языках, что подогревало интерес у обычных пользователей, не владеющих английским языком. Через пару месяцев популярность пошла на убыль и вскоре с проектом остались только самые преданные фанаты, которые сочли MenuetOS лучшим инструментом для реализации своих творческих идей.

А что такое АтомОС?

Проект АтомОС создали наши соотечественники, самыми первыми отделившиеся от MenuetOS. Было их трое и на форумах они были известны под Protopopius , Trans и VaStaNi .

Цель проекта была аналогична негласным задачам KolibriOS - создать жизнеспособную операционною систему на ассемблере. Вот только создавать её предполагалось с нуля. Говорят, что ребятам удалось привлечь ещё несколько человек и даже собрать несколько тестовых сборок ядра. Но, к сожалению, случилось то, что часто постигает некоммерческие проекты - разработчики просто потеряли интерес к своему детищу...

С 2005 года всякие разработки были полностью прекращены. В сети осталось, по сути, только вот это .

А что было у нас?

Волна популярности дистрибутива не обошла стороной и нашу страну. Первая группа разработчиков стремилась внести множество оригинальных нововведений и дополнений в молодой дистрибутив (в частности, идею разделение ядра системы и графического интерфейса)

Но, к сожалению, отечественные идеи были "прохладно" восприняты основателем проекта и, как следствие, наработки русских программистов просто не были включены в официальный дистрибутив. Это вызвало падение интереса и распад первой команды разработчиков. Вторая волна программистов сформировалась после появления статей в компьютерных журналах и существует до сих пор.

К середине 2003 года настали тяжёлые времена - автор проекта потерял интерес к своему дистрибутиву и решил посвятить себя новому проекту Menuet64 - 64-битной операционной системе на ассемблере, в корне отличающейся от MenuetOS. Через год проект был окончательно заброшен создателем... В сложившихся обстоятельствах часть русской команды ушла из проекта и начала разработку собственного проекта - АтомОС .

Стоит отметить, что и в этот раз достижения отечественных программистов крайне неохотно и вяло включались в официальный дистрибутив MenuetOS, что приводило к различным конфликтам между "нашими" и зарубежными разработчиками. Новый руководитель проекта Майк Хиббет (Mike Hibbett) из Англии на первое время снял напряженность, открыв доступ российским наработкам для публикации в официальном дистрибутиве, но 2005 году, сославшись на занятость и он ушел со своего поста.

И всё повторилось заново - новый руководитель Ярослав Пельчар на непродолжительное время оживил разработку MenuetOS, появились свежие решения и … всё. На сегодняшний день в международных масштабах работа над проектом практически остановилась. Неужели это был конец?.. К счастью, сообщество разработчиков из стран бывшего СССР не пожелало расстаться с собственными достижениями и решило заняться разработкой новой ветки MenuetOS самостоятельно.

Данной ветке было дано символичное название - KolibriOS . В итоге маленький дистрибутив нашёл свою вторую родину в России, обрёл новое название и продолжает развиваться дальше. Российский web-сайт постоянно обновляется и по мере готовности выкладываются новые дистрибутивы.

Наши программисты существенно доработали базовый дистрибутив, а также добавили множество новых возможностей. Список поддерживаемого оборудования был дополнен новыми принтерами и видеокартами. На сегодняшний день, возможна работа с разделами в FAT12, FAT16 и FAT32 , а также чтение с NTFS-разделов . По словам разработчиков, функциональность KolibriOS достигла уровня Windows 95, но существенно опережает последнюю по размерам и стабильности.

В российском дистрибутиве был преодолён ряд ограничений на использование USB, но реальное применение этой шины пока невозможно. Бывшим координатором проекта Майком Хаббетом была добавлена возможность использования стандартного сетевого протокола TCP/IP со всеми вытекающими возможностями в виде поддержки HTTP, FTP, TELNET, E-mail и IRC .

Для реализации этих возможностей достаточно установить соответствующее ПО, воспользоваться поддерживаемой сетевой картой и настроить сетевой протокол. Несмотря на множество достижений маленькой Колибри, не стоит забывать о том, что дистрибутив изначально создавался программистами для программистов и является в первую очередь платформой для технического творчества компетентных специалистов.

Проект относится к исследовательским ОС и на данный момент не предназначен для повседневного использования в качестве настольной системы. Возможности MenuetOS нашли и практическое применение - американская фирма GridWorks использует дистрибутив для организации онлайновых Интернет-сервисов.

Познакомимся поближе с KolibriOS?

Первое знакомство с KolibriOS проходит очень легко и быстро - достаточно записать образ на дискетку и загрузиться с неё. Процесс запуска KolibriOS таков:

Зато эта программка показала, что KolibriOS работает с DNS-сервером, а значит, теоретически будущее у интернет-приложений в этой ОС может начать уже очень скоро. Что же - будем ждать полноценной реализации сетевых возможностей в ближайших версиях.

А вирусы у вас есть?

Думаю, многим подобный вопрос покажется, как минимум, странным, ан нет-с, ответ на него будет утвердительным. Есть в KolibriOS и вирус, перекочевавший из MenuetOS. Называется вирус Menuet.Oxymoron и детектируется многими популярными антивирусами, например, Антивирусом Касперского.

Как и полагается, каждому вирусу должно быть противоядие, и им является MenAV , если можно так выразиться антивирус с одной единственной записью в базе. Интересен тот факт, что опять же многие популярные антивирусы, например, Dr.Web считают вирусом (точнее троянским конём) именно MenAV и называют его MeOS.Xymo . Такая вот история.

Продолжим разговор

Ознакомиться с содержимым любых дисков можно в стандартном файловом менеджере X-TREE, написанном специально для Колибри нашим соотечественником Павлишиным Евгением. Здесь стоит упомянуть, что при загрузке ОС автоматически монтирует жёсткие диски и, как итог, в X-TREE Вы сможете увидеть разделы Вашего винчестера (есть поддержка FAT32 и NTFS).


Файлы открываются одним кликом мышки сопряжённой программой. Хотелось бы отметить, в KolibriOS часики на курсоре не предусмотрены - всё срабатывает мгновенно или не срабатывает вообще...

Несмотря на "дискетный размер", маленьких игр в дистрибутиве предостаточно - тетрисом и арканоидами все будут обеспечены. Причём игры действительно маленькие, например, неплохой тетрис занимает менее 1125 байт. Очень впечатляет, даже если сравнивать с "миниатюрными" Java-играми для мобильных телефонов.

В целом интерфейс программы приятно радует свежими цветами и симпатичным точечным шрифтом. Настройка языковых параметров не требуется - для большинства сегодняшних разработчиков русский язык является родным. А посему KolibriOS разговаривает по-русски сразу после запуска.

Неистребимое племя текстовых редакторов живет испокон веков в каждом компьютере, местный текстовый абориген называет себя TinyPad 4.0.4.

Особенно порадовал Гимн России, который был жизнерадостно воспроизведён с помощью миниатюрного MIDI-плеера в шкурке от Winamp.

Во многом чувствуется "русская" рука программистов. Специально для русского дистрибутива был создан KFAR (Kolibri FAR) схожий со своим Windows-аналогом FAR - популярным творением Александра Рошаля, создателя не менее легендарного WinRAR.

Прямой конкурент KFM (Kolibri File Manager) оказался намного слабее KFAR хотя бы потому, что просто отказался копировать и просматривать выбранные файлы.

Прямо на дискетке выложено исчерпывающее количество документации по системе, присутствует даже руководство к игре "Фараон ". В демонстративных целях на дискетке выложено множество сетевых программ (серверы МРЗ, HTTPS, SMTPS ), программ мониторинга (тест скорости графики, Ghost monitor ), вьюверов графики, редактор иконок.

Для разработчиков в меню выделен целый раздел: НЕХ-редактор, упаковщики, отладчики и примеры программ. Для демонстрации возможностей 2D и 3D-графики выложено множество симпатичных "демок " - мини программ показывающих плоские и трёхмерные композиции из различных объектов.

KolibriOS – вместо заключения

В целом система создает приятное впечатление - красивый интерфейс, компактные программы, высокая скорость. Особенно радует "русский след ", вроде российского гимна прямо в дистрибутиве. Невольно появляется гордость за родную страну, за отечественных разработчиков, за то, что они сделали для маленькой ОС.

KolibriOS — это не очередной клон Linux, а совершенно уникальная разработка. Единственное, что роднит ее с Linux, - это открытый исходный код и финские корни.

Как появилась KolibriOS

Поначалу MenuetOS развивалась такими же малыми шажками, какие были характерны для французского танца, в честь которого она названа. Перелом наступил в 2001 году, когда на сайте OSNews было опубликовано интервью с разработчиком. Вскоре к проекту присоединились другие программисты, а после портирования FASM дальнейший код можно было компилировать прямо в MenuetOS.

Позже состав команды разработчиков постоянно менялся. Очередные разногласия привели к тому, что в 2003 году отделившаяся группа решила сделать свой форк. Во время разработки он назывался MENUETOS RE, но на этапе релиза был переименован в Kolibri 0.1.0.0. Название было предложено Станиславом «VaStaNi» Валыйских. По замыслу оно должно отражать легковесность и скорость работы операционки. Официально «Колибри» вышла в мае 2004 года. Полноценным форком считается KolibriOS 0.50 - именно в ней более половины кода отличалось от MenuetOS.

Настоящее и будущее KolibriOS

Сейчас «Колибри» распространяется на условиях GPLv2, в то время как ее предшественница MenuetOS стала проприетарной в 64-битной версии.

Помимо базового дистрибутива KolibriOS, существует и расширенная версия. В ней доступна утилита установки драйверов DrvInst и другие дополнительные компоненты. DrvInst позволяет установить драйверы устройств, отсутствующие в образе IMG. Например, драйвер SATA с поддержкой AHCI, драйвер видео для процессоров Intel, видеокарт AMD и виртуалки VMware.

Постепенно в «Колибри» появляется расширенный набор шрифтов и функция их сглаживания. Это будет нелишним, поскольку встроенный набор был оптимизирован для старых экранов с невысоким разрешением.

«Колибри» уже вошла в историю науки и киберпанка. Сотрудники Колумбийского университета и Нью-Йоркского геномного центра записали в ДНК операционную систему KolibriOS (PDF) вместе с другими данными общим объемом 2342 Кбайт.

Основное назначение KolibriOS осталось прежним - программирование на ассемблере в чистой среде безо всяких программных прослоек. Однако разработчик может писать свой код для KolibriOS и на языках высокого уровня (С/С++, Modula, Fort, Pascal). Это куда более простой способ создавать библиотеки, драйверы и программы.

В отличие от Windows, операционная система Linux представлена куда большим числом версий и модификаций. Несмотря на существующие между ними очевидные различия, все они произошли от одной единственной операционной системы Unix, разработанной ещё в далёком 1969 году. Но есть среди них и такие, которые вполне можно принять за полностью самостоятельные проекты. Как раз одной из таких систем является KolibriOS, разработанная программистами-энтузиастами стран СНГ.

История рождения KolibriOS

Во второй половине 90-х годов некий финский студент по имение Вилле Турьянмаа занимался разработкой графической оболочки для DOS. Называлась она MultiRun Program for IBM-PC. При этом он так увлёкся, что и не заметил, как его программа сама мало по малу начала превращаться в самостоятельную операционную систему, способную запускаться с дискеты, что и не удивительно, ведь использование DOS как основы в то время уже не требовалось.

Получившая название MrOS новая операционная система была написана на Pascal и включала в себя набор из трёх десятков относительно простых программ. В общем, не будь в обиду сказано, была она довольно примитивной 16-битной ОС, а тут ещё как назло всё большее признание стали получать ещё новые в то время скриптовые языки, а также Java и XML. К тому же, разработчика смущало слишком медленное выполнение написанных на интерпретируемых языках программ.

И Вилле Турьянмаа принял решение создать самое быстрое в мире ядро, а заодно устранить все прослойки между «железом» и программным обеспечением. Для этого ему пришлось отказаться от использования популярных в то время языков программирования и обратиться к единственно подходящему для осуществления этой цели ассемблеру. Написанная на низкоуровневом языке программирования операционная система под названием MenuetOS практически сразу привлекла внимание независимых разработчиков, благодаря чему число её приверженцев стало быстро расти, а сама система начала быстро набирать популярность.

В 2004 году один из программистов сообщества, некто Иван Поддубный, до этого занимавшийся разработкой усовершенствованных русских редакций MenuetOS представил облегченное ядро системы, которое, несмотря на уменьшенный вес, обладало большей функциональностью. Это ядро и легло в основу дистрибутивов Kolibri 3 и Kolibri 3 SE. В то время Kolibri развивалась параллельно с MenuetOS, хотя и не считалась самостоятельным продуктом.

Надо сказать, появление Kolibri весьма раздражало Вилле Турьянмаа, для которого его детище оставалось главнейшим приоритетом. И он стал требовать, чтобы сообщество, уже порядком заинтересовавшееся новым проектом, отказалось от его продвижения и продолжало направлять свои силы в правильное, как это представлялось самому Вилле, русло. Так и случилось, что в команде Турьянмаа произошёл раскол.

Катализатором разрыва послужил переход главной ветки проекта MenuetOS на 64-битную разрядность с одновременным закрытием исходных кодов, что не могло не вызвать недовольства многих разработчиков, в отличие от Турьянмаа не обладавших 64-битными компьютерами. В результате оных событий часть программистов отказались от работы над MenuetOS и переключились на Kolibri.

KolibriOS сегодня

Работа над KolibriOS продолжается и по сей день. Участие в развитие проекта принимают около 30 человек из Европы и стран бывшего СНГ. На сегодняшний день Kolibri является самой маленькой и лёгкой операционной системой в мире . Вес установочного образа в формате ISO с системой, драйверами, играми и программами составляет каких-то 38,3 мегабайт , а минимальный объём требуемой для её запуска оперативной памяти - всего 8 Мб .

Работает система на архитектуре 86x , но также поддерживает и 64-разрядные процессоры. Основные файловые системы - FAT16 и FAT32 , имеется ограниченная (только для чтения) поддержка NTFS , ISO 9660 и Ext2/3/4 . Есть поддержка USB , многозадачности, TCP/IP -стека и некоторых сетевых карт.

Поставляется система с набором предустановленных программ, среди которых имеются простейший браузер, текстовый и графический редакторы, просмотрщик изображений, медиаплеер с поддержкой некоторых форматов аудио и видео, файловый менеджер, разные системные утилиты, а также специальные приложения-эмуляторы, благодаря которым на KolibriOS можно запускать приложения и игры, написанные для других систем. Более подробно ознакомиться с особенностями и техническими характеристиками этой операционной системы можно на официальном сайте.

Установка и запуск KolibriOS

Как в таковой в установке KolibriOS не нуждается и может запускаться точно так же, как и любой «живой» диск. Также систему можно запускать непосредственно с жёсткого диска компьютера с установленной Windows, а также на виртуальной машине VM VirtualBox или VMware Workstation. Правда, в последнем случае некоторые возможности KolibriOS могут быть недоступны по причине отсутствия поддержки ею расширений гостевых операционных систем.

Установка на VirtualBox

Процедура установки на VirtualBox элементарна. Тип операционной системы в окне мастера виртуальной машины можно установить Other и Other/Unknown.

Объём оперативной памяти выделить 64 Мб (хотя хватило бы и 8 Мб ).

Тип носителя и размер виртуального диска оставить по умолчанию.

Если вместо образа ISO вы используете IMG , перед запуском машины придётся выполнить кое-какие настройки. В главном окне VirtualBox выберите «Настроить» , перейдите в раздел «Носители» , нажмите кнопку добавления контроллера и добавьте новый контролер типа Floppy .

И через стандартный обзор добавляем файл IMG .

Запуск с жесткого диска из под Windows

На сайте разработчика, а также посвященных KolibriOS форумах можно найти описания разных способом запуска системы с жёсткого диска, но мы рассмотрим только один из них. Работает он на Windows Vista, 7 и 8,1.

1. Скачайте архив с файлами операционной системы, распакуйте его и скопируйте или переместите папку kolibri на диск C


2. Зайдите в неё, найдите файл kolibri.img и скопируйте его в корень диска C


3. Перейдите по адресу C:/kolibri/HD_Load/mtldr и скопируйте файл загрузчика mtldr в корень диска C


4. От имени администратора запустите файл vista_install.bat из папки с загрузчиком mtldr

Теперь, если вы перезагрузите компьютер, то попадете в меню выбора загрузки операционной системы.

Чтобы удалить загрузчик, запустите файл vista_remove.bat .

Примечание: описанный способ не проходил тестирование на компьютерах с UEFI , поэтому вполне возможно, что на ПК с этим интерфейсом он работать не будет.

Практическое значение KolibriOS

По вполне понятным причинам большого практического значения KolibriOS иметь не может, так как не поддерживает работу с программным обеспечением Windows, а её собственные приложения недостаточно функциональны. В первую очередь KolibriOS можно порекомендовать программистам, желающим попробовать свои силы в изучении ассемблера.

Также эту операционную систему можно использовать как «спасательный диск» для обеспечения полного доступа к файловой системе Windows. В более широком контексте KolibriOS можно рассматривать как инструмент развлечения, благодаря входящим в её состав эмуляторам, например того же DosBox, позволяющего запускать приложения и игры, написанные для MSDOS.

Colibri — это браузер, созданный быть быстрым, эффективным и незагромождённым второстепенными функциями. Минималистичный браузер построен на современной базе (Chrome/Electron), поддерживает ведение закладок и их списков с синхронизацией между устройствами.

Программа действительно наделена компактным интерфейсом: почти все базовые элементы управления умещаются в заголовок окна. Дополнительных опций и настроек предусмотрено также немного: пользователю разрешается изменить поисковую систему и сервис перевода текста по умолчанию, включить поддержку Adobe Flash, очистить кэш и данные сайтов.

Создатели Colibri обещают пользователям высокую скорость работы и низкое потребление ресурсов, что вполне логично вытекает из использования всего одной вкладки для просмотра сайтов. Впрочем относиться к этому обещанию стоит с определённой долей скепсиса — всё-таки под капотом у этого браузера Chrome, никогда не отличавшийся легковесностью.

Распространяется Colibri бесплатно, для использования сервисов синхронизации данных требуется регистрация. Русский в число поддерживаемых языков интерфейса пока не входит. Воспользоваться программой можно на планшетах и компьютерах под управлением Windows и macOS.